История марки автомобиля Rolls-Royce

Rolls-Royce

Rolls-Royce - это настоящая легенда автомобильного мира. Всего было выпущено немногим более 20 моделей этого автомобиля за многолетнюю историю марки, что разительно отличается от того, с какой скоростью другие известные автомобильные бренды выпускают новые модели. Тем не менее, Rolls-Royce никогда не гнался за количеством в ущерб качеству. Марка в первую очередь ассоциировалась с престижем, и это продолжается вплоть до сегодняшнего дня, а потому компания всегда старается довести каждую модель до совершенства.  

Тот факт, что Rolls-Royce выпускает мало моделей, способствует тому, что каждая из них становится легендой своего времени, и успешно продается длительное время после выпуска. На этих британских автомобилях в XX веке разъезжали известные бизнесмены, политики и звезды шоу-бизнеса со всего мира. 

Как все начиналось?

Rolls-Royce в том виде, в котором мы знаем бренд сегодня, был создан под огромным влиянием своих основателей.  По сути, все этапы деятельности компании были заложены Чарлзом Стюартом Роллсом и Фредериком Генри Ройсом. Они не были приятелями с детства, как это часто бывает, когда два молодых человека организуют свой бизнес. Более того, они были представителями совершенно разных, если не сказать противоположных слоев общества. Но их объединение дало жизнь самому роскошному автомобилю XX века.

Фредерик Ройс родился 27 марта 1863 года. В свои ранние годы он еще и не мог мечтать о том, что в будущем станет очень богатым и уважаемым человеком. Родился Фредерик в городе Алватор (графство Линкольншир). Его отец был мельником, но совсем не долгое время, так как очень быстро разорился. Бедность привела к тому, что уже в возрасте 10 лет Фредерик нашел свою первую работу - чем только не занимался он в то время! Молодой Ройс зарабатывал по всякому, начиная от разноса газет и телеграмм, и заканчивая работой на железной дороге.

Впрочем, ранняя работа совершенно не отбила у Фредерика желание учиться. Они понимал, что его будущее целиком и полностью зависит от того, насколько хорошими знаниями он будет обладать.  А потому в нерабочее время Ройс изучал иностранные языки, математику и основы электротехники. Особенно его привлекала именно последняя дисциплина. У мальчика был явно инженерный склад ума. Кроме того, подобная работа доставляла ему истинное наслаждение.

Первой работой, связанной с увлечением Фредерика стала должность в компании Хайрема Максима, известного знаменитым пулеметом, названным по фамилии автора. Работа нравилась Ройсу, но его подлинной мечтой была своя компания, а потому с самых первых месяцев он начал откладывать деньги, которые должны были бы составить стартовый капитал его будущей фирмы.

И такая компания в итоге появилась на свет - вместе со своим другом Фредерик основал в Манчестере F.H. Royce & Co. Дела потихоньку набирали обороты. Ключевым моментом в этой истории стал 1903 год, когда Ройс приобрел свой первый автомобиль. Французский Decauville. Машина оказалась ужасной. У нее было множество технических проблем, которые выводили из себя Фредерика. Инженер в его душе негодовал. Все это вылилось в то, что он решил сконструировать свой автомобиль, который будет полностью устраивать его и намного превосходить Decauville.

Что же, было очевидно, что Фредерик обладает инженерным гением, так как ровно через год он действительно представил свой первый автомобиль. Он на голову превосходил все французские машины, и получил очень лестные отзывы в прессе. Детище Ройса обладало отличными ходовыми характеристиками, высокой степенью надежности, и при этом стоило вполне приемлемых денег - 395 фунтов. Конечно, в то время это были большие деньги, но не такие, какие уже через некоторое время будут требоваться для покупки Rolls-Royce.

Судьба Чарлза Роллса была несколько иной. Он родился в богатой, а главное знатной семье. По происхождению Чарлз был валлийцем. Естественно, он получил великолепное образование. У него было два диплома - один из Итона, а другой из Кембриджа. Именно во время учеба Роллс стал всерьез интересоваться инженерным делом. Его первым автомобилем стал Peugeot Phaeton. Отец приобрел его ему еще когда Чарлз учился в Кембридже. Машина было достаточно быстро освоена лордом Ллангатток. Более того, Чарлз часто участвовал в различных гонках, и даже установил один из мировых рекордов скорости.

В целом, любовь молодого человека к автомобилям была безграничной. И нет ничего удивительного в том, что после окончания учебы он решил связать свою жизнь именно с ними, открыв компанию по продаже этих средств передвижения.

Компания CS Rolls & Co. была основана в 1902 году. Ее основной деятельностью стала продажа автомобилей. Чарлз смог привлечь к ее работе знаменитую в этой отрасли личность - Клода Джонсона. Уже скоро дела пошли в гору, и компания Ройса стала одним из крупнейших дистрибьюторов автомобилей в Великобритании.

Впрочем, пока Чарлз Роллс занимался лишь продажей готовых автомобилей, но его подлинной мечтой было создание своей машины, которая могла бы сделать его фамилию известной на всю отрасль. Конечно, организовывать производство с нуля компания CS Rolls & Co. не собиралась. Необходимо было найти маленькую, но талантливую фирму, которая могла бы стать партнером для Роллса. Одной из таких маленьких фирм и являлась F.H. Royce & Co., расположенная в Манчестере.

В 1904 году познакомились Чарлз Роллс и Фредерик Ройс. Они достаточно быстро смогли найти общий язык. Даже не смотря на то, что Роллс ехал в Манчестер со скептическими настроениями. Из города он уже уезжал с договором о сотрудничестве. Вскоре были представлены первые автомобили, рожденные в партнерстве. Они получили очень хорошие отзывы от критиков и прессы. А в конце года была основана единая компания Rolls-Royce.

Первые автомобили продавались очень хорошо. Ройс делал действительно великолепные с инженерной точки зрения автомобили, а Чарлз Роллс просто умел их продавать. Он обладал на тот момент большой дистрибьюторской сетью, которая могла без труда распространять автомобили по всей стране. Впрочем, Великобританией компания ограничиваться не собиралась. Уже скоро Rolls-Royce"ы продавались в Европе, а в 1906 году компания презентовала свой автомобиль в Нью-Йорке. Америка с большим энтузиазмом восприняла гордого британского короля дорог.

Тут стоит отметить важный момент - разделение полномочий между основателями. CEO Oracle Ларри Эллисон часто говорит, что человек может быть либо создателем, либо продажником. Нужно как можно раньше понять, кем вы являетесь, и искать себе партнера, который будет дополнять вас в другой области. В данном случае Ройс был создателем. Гениальным инженером, проектирующим отличные автомобили. А Роллс просто умел их продавать. Они дополняли друг друга, и это, возможно, один из главных секретов успеха компании.

Поездка в США оказалась очень важным для компании, так как кроме успеха в плане продаж она подарила Чарлзу Ройсу новое увлечение. В США он познакомился с братьями Райт, и моментально увлекся полетами. Авиация завладела его сердцем. Чарлз быстро овладел этим искусством, и даже сумел прославиться тем, что совершил перелет через Ла-Манш.

Увлечение Роллса быстро переросло в бизнес. Компания начала производить авиамоторы, что делает до сих пор. И очень успешно. Во многом данное направление позволило Rolls Royce выжить в непростое время, во время Первой мировой войны, когда спрос на дорогие автомобили резко сократился.

Но в 1910 году авиация нанесла свой удар по компании. В возрасте 33 лет погиб Чарлз Роллс. Он разбился на аэроплане. Rolls-Royce полностью перешла в собственность Фредерика Ройса, на котором оказались все ее проблемы.

К тому времени бренд стал набирать популярность на ниве спортивных успехов. Гонки начинают владеть сердцем Европы. Автомобили Rolls-Royce в то время являются одними из главных участников (и победителей) всех значимых гран-при. Именно за успехи на спортивной арене Фредерика Ройса в итоге сделают рыцарем. А в 1933 году он скончается. Начнется история Rolls-Royce без ее основателей.

Роллс и Ройс сумели положить фундамент марки, сделав компанию известной на весь мир, и выведя ее основные черты. Но автомобили Rolls-Royce не стали просто игрушкой для обеспеченных людей. Они стали большим. Настоящей статусной вещью, которая показывала избранность его владельца.

Это был чисто английский автомобиль, рассчитанный на аристократов. Его приобретали настоящие сливки общества. Мир бизнеса, политики и шоу-бизнеса быстро оценил Rolls-Royce. Звезды Голливуда позировали рядом со своими Rolls-Royce, давая тем самым бесплатную рекламу марке. При этом в некоторых случаях покупка данного автомобиля даже являлась признаком дурного вкуса. Если вы не соответствуете ему в социальной иерархии, то не стоит и пытаться приобрести!

Конечно, Rolls-Royce обладал, кроме всего прочего, еще и потрясающим качеством. Ручная сборка. Все детали доведены до совершенства. Эталон качества - эта фраза лучше всего характеризует автомобили Rolls-Royce.

В 1931 году Rolls-Royce приобретает компанию Bentley, славящуюся своими роскошными автомобилями. Это позволило несколько расширить ассортимент, представленных компанией автомобилей.  

Сегодня дела у Rolls-Royce обстоят уже не так хорошо, как в былые годы. Конец 90-х ознаменовался длительной эпопеей по продаже компании, которая завершилась только в 2003 году. В итоге компания перешла в собственность BMW. Тем не менее, золотые годы Rolls-Royce ушли безвозвратно. Продажи уже не столь высоки, как раньше, да и бренд не пользуется такой популярностью. Конечно, нельзя сказать, что он умер или что-то в этом роде. Нет. Просто его золотые годы прошли. Вместе с XX веком.