Тест-драйв Volkswagen Tiguan

Кто здесь паинька?

Его серые будни начинаются так же монотонно, как и заканчиваются, по пятницам он закупается в IKEA, а потом едет на дачу. У него практически все записи в трудовой книжке с приставкой «менеджер по...», и он уверен, что выделяется из серого однообразия седанов С-класса, так как сидит за рулем «почти внедорожника» Volkswagen Tiguan.

...Сегодня понедельник, и, будучи прилежным работником, он выходит из дома так, что бы ровно через час стояния в намертво забетонированном московском движении оказаться на работе. Его хмурое, ещё сонное лицо радостно приветствует услужливым прищуром фар долгожданное детище VAG - Volkswagen Tiguan...

Доброе утро!

Вот, наконец, и старый немецкий концерн закрыл брешь в своем модельном ряду между небольшими хетчбеками Golf с GolfPlus и могучим Touareg. Кто-то назовет экстерьер Tiguan'a невыразительным, другие сочтут его вполне фамильным, но очевидно одно: хоть его формы и подогнаны под семейное равенство, тем не менее, автомобиль не лишен индивидуальности, пусть в его линиях угадывается старший брат Touareg, а в размерах виден реверанс в сторону GolfPlus. Маркетологи Volkswagen как всегда не ошиблись, выбрав активных, молодых, ценящих качество и пытающихся выделиться людей в качестве основных потребителей Tiguan. Этот прием не новый, но давно проверенный конкурентами.

...Он садится в такое же уютное водительское сидение, как и его любимое кресло перед телевизором, нехитрыми манипуляциями подгоняет его под свои 190 см., так как в воскресение дорогу с дачи доверил жене. Окинув взглядом выверенный до мелочей салон, он непроизвольно улыбнулся. Поехали...

Проникнув в салон, вы тотчас же испытаете эффект дежавю. Садились в новенький Tiguan, а оказались... в Golf, или, может, в Passat, или ещё бог знает в каком Volkswagen'e! Скажете, недостаток? Ничуть. В нем, конечно, нет присущего японо-корейским производителям новаторства форм и компоновок, но вы не будете протестовать, привыкая к новому. Пусть вас и будет первое время клонить в сон от идеальных форм приборной панели и рассчитанной с немецкой точностью эргономики, но очень быстро вы испытаете неимоверное чувство радости от взаимопонимания, и даже нежно фиолетовая подсветка приборной панели покажется прямым обращением автомобиля: «Успокойся и расслабься».

Благодаря тому, что водительское сидение имеет огромный диапазон регулировок, на нем, с одинаковым комфортом смогут усесться как 2-хметровый великан, так и хрупкая Дюймовочка. Сзади тоже есть что подвигать: каждую из двух частей дивана второго ряда можно переместить вперед-назад на целых 16 см. Мало? Тогда регулируемый наклон спинок заднего дивана точно не даст считать этот ряд галеркой. Третье место традиционно присутствует, но является скорее формальностью, и использовать его лучше по прямому назначению - как подлокотник для задних пассажиров или лаз в багажный отсек.

Держитесь крепче

...газ, тормоз, газ, тормоз. Он вырывается на относительно пустой отрезок дороги и - газ! Дизельное сердце Tiguan, подгоняемое турбиной, поразмыслив некоторое время, начинает стремительно набирать скорость, а энергоемкая подвеска покорно глотает все огрехи дорожного покрытия. Он - человек практичный и экономный, поэтому подобрал себе соответствующий автомобиль...

Как любящие родители при взгляде на свое чадо, так и VW Golf с Passat могут не без основания перечислить неоспоримые доказательства их родства с Tiguan: «У него моя платформа», - заявит Golf и будет прав: платформа у них действительно одинаковая, только для Tiguan немцы её немного удлинили. «Зато подвеска прямо как у меня!», - возразит Passat, с чем тоже сложно не согласится. При проектировании шасси для Tiguan немецкие инженеры за основу взяли независимую подвеску от VW Passat и основательно перенастроили её под вседорожный (не путать с внедорожным) характер кроссовера.

Передние стойки получили дополнительный амортизирующий элемент, у задних увеличился объем масла во избежание закипания при эксплуатации в критических режимах, количество точек крепления рычагов подвески увеличили и опустили ниже, что добавило колесам вертикального хода - все это крайне положительно отразилось на управлении. Tiguan трудно упрекнуть в излишней жесткости или в отсутствии информативности: немцы настроили все-таким образом, чтобы водитель не сетовал на чересчур ватное управление, а пассажиры не плакали от излишней жесткости - получился идеальный автомобиль для повседневного использования.

Завершает картину отличный тандем 2,0 литрового 140 сильного турбодизеля и 6-тиступенчатого автомата с возможностью ручного переключения. В усыпляющем движении по московским пробкам КПП начинает движение всегда со 2-ой передачи, что позволяет избавиться от ненужных рывков, но стоит притопить и, выдержав традиционную паузу, Tiguan выстрелит вперед с первой передачи, оставив далеко позади все стереотипы о медлительности дизельных двигателей. К сожалению, у этой медали есть и обратная сторона: вы будете долго с удивлением рассматривать фотофиниш, любезно предоставленный сотрудником ГИБДД, так как Tiguan скорость набирает быстро и незаметно. Конечно, это не гоночный болид, но вполне динамичный в своем классе автомобиль.

Trust me

...многочисленные переулки у работы наглухо забиты машинами, но, увидев небольшое пустующее место, он не собирается испытывать до конца не проснувшийся глазомер и прочность лакокрасочного покрытия. Доверив парковку функции park assist, он отпускает руль и послушно выполняет все указания робота...

Вы с утра не проснулись? Плохое настроение? Хочется адреналина? Если хотя бы на один вопрос вы ответили положительно, то park assist именно для вас. Это как прыжок с тарзанки - поднимаясь на вышку, вы уверены в безопасности этой авантюры, но в последний момент вас посещает гнусная мысль: а не будет ли в этот раз сбоя? Убрать руки с руля не сложно, а вот наблюдать за тем, как электромотор, опираясь на данные со всевозможных датчиков, им управляется - невыносимо. Этот же электромотор, подруливая в критические моменты, позволяет автомобилю с его повышенной парусностью не шарахаться от проезжающих мимо встречных фур. К сожалению, из-за всех электронных наворотов, рулевое управление немного уступает в обратной связи своим соплатформенникам, но, как говорится, целее будешь. И, раз уж речь зашла о безопасности, то нелишним будет упомянуть о пяти звездах, которые Tiguan получил по результатам тестов EuroNCAP, что позволило ему стать первым в надежности среди одноклассников.

Ура, пятница!

...сбежав пораньше с работы, он спешит в магазин шведского ширпотреба за очередным, крайне необходимым, стеллажом. Хорошо, что его Tiguan имеет широкие возможности трансформации салона. Груженый женой, несколькими стеллажами и продуктами, он вырывается из однообразных будней в предвкушении выходных. Последним препятствием на его пути оказывается финишная прямая из дачной размытой дождем дороги...

К сожалению, большим объемом багажника Tiguan похвастаться не может - всего 470 л при разложенных задних сидениях, но это смотря с чем сравнивать. У «соседа по парте» Ford Kuga он ещё меньше - от 360 л. Тем не менее, это не мешает вам упиваться шопинг-терапией, даже если вы предпочитаете строительные магазины: деньги закончатся задолго до критического объема для резинового багажника Tiguan. Традиционно для данного класса при загрузке багажа у немца есть 3 ступени: собственно багажник (470 л), складывающееся заднее сидение в пропорции 60:40, увеличивающее размер багажного отделения до 1 510 л, и складывающееся переднее пассажирское кресло, позволяющее перевозить длинномеры.

Но погрузить весь скарб в Tiguan - это полдела, его надо ещё и довезти до дачи. А если там вместо дороги безумная колея, радостно проложенная местным трактористом, или грязевое месиво? Конечно, Tiguan всего лишь кроссовер, который способен съехать с шоссе и по относительному бездорожью проложить прямую, но делает он это вполне уверенно, по-шведски. Опечатка, подумаете вы - отнюдь. Все дело в том, что за полный привод у Tiguan отвечает электронно-управляемая гидравлическая муфта Haldex от шведского концерна SAAB. Попробовав её 10 лет назад, немцы крепко «подсели» на Haldex и по сей день ставят её на свои машины, переименовав в систему 4-Motion.

Алгоритм работы полного привода у Tiguan довольно прост: в обычном, шоссейном режиме, муфта передает всего 10% крутящего момента на заднюю ось, а при пробуксовке большая часть тяги достается колесу с лучшим сцеплением с дорогой. Это в теории, а что же на практике?

Отключив инстинкт самосохранения и пытаясь не думать о ближайшем трезвом трактористе, погружаемся в грязевую ванну. Останавливаемся. Одним нажатием маленькой кнопочки «Off Road» на приборной панели активируем целый набор электронных помощников в преодолении бездорожья. Давим на газ и машинально крепче сжимаем руль... Не тут-то было. Активированная система «Off Road» меняет алгоритм подачи топлива, делая педаль газа менее отзывчивой для предотвращения пробуксовки.

Дубль два - газ... Не дав вам толком понять какое колесо буксует, электроника моментально реагирует: заблокированная муфта равномерно распределяет тягу по обеим осям, а система курсовой устойчивости, имитируя дифференциал повышенного трения, дозирует распределение тяги между задними колесами, в зависимости от их сцепления с целиной. В результате, дизельный мотор, развивая отличный крутящий момент, тащит Tiguan со всей его электроникой прочь от непролазных дебрей. Любители острых ощущений могут не включать режим «Off Road» и даже принудительно деактивировать ESP, но в таком случае вам все же стоит позаботиться о плане «Б».

Конечно, 90% владельцев Tiguan никогда не будут испытывать его внедорожный потенциал, ограничившись городскими джунглями, но ясно одно: даже напичканный электронным суррогатом, этот автомобиль способен не упасть в грязь лицом, в прямом смысле слова, по всем пунктам, определяющим кроссовер. Бездорожье - один из них.